Пятница, 18.08.2017, 13:37

Официальный сайт МБОУ СОШ №18 городской округ город Воронеж

Сведения об образовательной организации
Поиск




)?>
Главная » Файлы » Положения

Школьный курс физики в свете проблем подготовки инженерных кадров
31.10.2016, 03:19
ШКОЛЬНЫЙ КУРС ФИЗИКИ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

Мещерякова Е.М.
МБОУ СОШ № 18, г. Воронеж
учитель физики, I КК

Школа — это мастерская,
где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Анри Барбюс(французский писатель)

В последние годы в России остро ощущается дефицит кадров в технических специальностях, причина которого, по мнению специалистов, в недостаточной популярности инженерных профессий среди молодежи.
Популярность инженерных специальностей нужно возрождать, начиная со школы. Дальнейший прогресс страны во многом определяется научной и трудовой подготовкой подрастающего поколения, способной обеспечить развитие науки. Поэтому сегодня школьники должны иметь необходимые теоретические, практические умения и прикладные знания. Важная роль в этом принадлежит такому учебному пред¬мету, как физика.
В школьном курсе физики все разделы имеют большое значение, их место в программе определяется не только физическим содержанием, но и политехнической значимостью. Основа изучения прикладного материала состоит в со¬отнесении теории, законов физики с объектами техники, технологии, что способствует реализации принципа научности, одновременно показывая учащимся возможность практического применения полученных знаний. Сопоставление содержания школьного курса физики и основных направлений развития науки и техники позволит вы¬брать оптимальное содержание прикладного материала, которое способствует развитию интереса учащихся к физике и их профессиональной ориентации.
В подготовке выпускников к обоснованному выбору профессии в процессе преподавания физики важное место принадлежит развитию познавательных интересов, творческих способностей и активности учащихся. Познавательный интерес является связующим звеном между профессиональными намерениями выпускников и потребностями в инженерных кадрах. Следовательно, одна из важнейших задач профориентационной работы учителя — формирование интересов учащихся к предмету в соответствии с потребностями общества в специалистах различных профессий.
Эффективность работы в подготовке учащихся к обоснованному, правильному выбору профессии будет зависеть от того, насколько серьезно относится учитель-предметник к включению профориентационного материала в урок и во внеурочную деятельность.

Изучив большое количество литературы, и используя свой опыт по профириентации, я постаралась систематизировать материал и выделить основные формы и методы работы по профориентации.

Примерными формами такой работы являются:
1. решение различного рода задач с техническим содержанием (известно, что если вместо абстрактных тел в задачах приведены данные, характеризующие технические устройства, то их решение вызывает повышенный интерес учащихся);
2. проведение демонстрационного эксперимента с техническим содержанием и с использованием известных учащимся технических приборов;
3. просмотр учебных фильмов, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса, непосредственно в практической деятельности людей;
4. беседы о профессиях, связанных с изучаемым материалом;

5. знакомство с фактами из биографий выдающихся ученых, инженеров;

6. оформление стендов, плакатов, пропагандирующих трудовые достижения людей, успехи науки и техники;

7. знакомство с сущностью наиболее важных технологических процессов, принципов действия приборов и установок;

8. знакомство с предприятиями родного края, с окружающими школу заводами, фабриками;

9. Организация конференций с профориентационным уклоном («Статическое электричество в науке и технике»);

10. В профессиональной ориентации школьников серьезную роль играет выполнение практической части программы по физике. Навыки трудовой деятельности и умения самостоятельной работы, которые прививаются учащимся в ходе выполнения лабораторных работ, подготовки опытов и т. п. способствуют развитию у них интереса к профессиям, вызывают чувство уважения перед конструкторскими, инженерными и рабочими профессиями, что также оказывает влияние на выбор профессии;

11. Продуктивный характер должна носить и работа с учебником. Целесообразно, если, используя свои знания, учащиеся научатся объяснять принципы действия технических устройств по приведенным рисункам:
1) На рисунке показано водомерное стекло. Объясните действие этого прибора.
2) На рисунке изображена схема автомобильного гидравлического тормоза. Расскажите его действие.
А так же работа со справочником А. С. Еноховича:
1) для отыскания недостающих данных в задачах с неполным условием;
2) для самостоятельного составления задач школьниками;
3) для определения характеристик установок, приборов, материалов;
4) для подготовки докладов, сообщений, рефератов

12. Исследовательская работа.
• «Выращивание кристаллов»
• «Компьютер и человек»
• «Опытная проверка закона Гука»
• «Нобелевская премия и отечественные ученые физики»

В современных условиях можно выделить такие ведущие отрасли техники, использующие закономерности физики в качестве своей научной базы:
1. энергетика;
2. машиностроение;
3. контрольно-измерительная техника;
4. техника устройств, регулирующих и направляющих производственные процессы (автоматика, радио, электроника, кибернетика);
5. транспорт (автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный, газо- и бензонефтепроводы);
6. связь (телефон, телеграф, радио, телевидение).

К физике имеют непосредственное отношение также отдельные области технологии (механические, термические и электрические способы обработки металлов, обработка металлов давлением и с по¬мощью различного рода излучений и др.).
Не следует забывать также об использовании физики в военном деле, специально выделяя время для рассмотрения военно-прикладных вопросов. По данному направлению у меня есть некоторый опыт, накопленный при работе в классах оборонно-спортивного уклона. Большой интерес у ребят вызвал элективный курс «Законы баллистики в военном деле», практикум по определению дальности и высоты полета снаряда, теоретической исследование «Сравнительный анализ технических характеристик вооружения времен ВОВ и современной военной техники». Интерес подтверждается тем, что ребята поступают в ВГТУ (ф-т МЧС), военные училища и т.п.

В целом возможна систематизация прикладного материала, позволяющая спланировать его изучение в соответствующем разделе.
• Так при изучении закона сохранения энергии следует ознакомить учащихся с его использованием в работе гидроэлектростанций, оперируя конкретными примерами, характеризующими крупнейшие в мире гидроэлектростанции (Красноярская ГЭС, Саяно-Шушенская ГЭС и др.).
• На примерах применения машин на стройках (краны, бульдозеры, транспортеры), машин и механизмов на животноводческих фермах (подвесные дороги, доильные аппараты), уборочных машин (зерновые и картофельные комбайны, сеялки и др.) учащихся можно ознакомить с механизацией трудоемких процессов. В указанных машинах школьники должны увидеть, какие известные им законы механики, в том числе изученные еще в 7 классе законы простых механизмов (рычаг автопоилок, наклонная плоскость транспортеров, блоки подъемных кранов, гидравлические подъемники и т. д.), положены в основу работы этих машин.
• В качестве конструкторской задачи может быть рассмотрено механическое устройство, обеспечивающее автоматическую работу какой-либо машины или механизма, например отбойного молотка.
• Примерами инструментов и приборов контрольно-измерительной техники могут служить штангенциркули, микрометры, индикаторы, уровнемеры, манометры, спидометры, тахометры, счетчики расхода газа и др.
• Практическое применение законов механики следует показывать и на примерах различных видов транспорта. Учащиеся с интересом и пользой воспримут сведения о новых пассажирских самолетах: Антонов Ан-158, Иркут МС-21, грузовые самолеты типа Ил-76, самолеты для местных воздушных линий и сельскохозяйственной авиации. Следует рассказать и о перспективах развития автомобильного транспорта. Говоря о развитии водного транс¬порта, следует упомянуть и об атомных ледоколах.
• При изучении материала об искусственных спутниках Земли целесообразно сказать об их использовании для радиовещания и телевидения.

Возможна также систематизация прикладного материала в соответствии с областями техники, направлениями научно-технического прогресса с указанием профессий.

Для активизации познавательной деятельности учащихся проблемный подход должен пронизывать все виды занятий и методы преподавания: демонстрации, лабораторные занятия, решение задач и т. д. Для политехнического обучения все это имеет особое значение по той причине, что оно по самому своему существу носит активный характер творческой деятельности, требует применения общеобразовательных знаний и умений в жизни, технике, производстве.
Реализация политехнического принципа в курсе физики означает, прежде всего, овладение школьниками физическими основами главных направлений развития науки и техники, понимание технологических применений физических законов, что дает основу для профессиональной ориентации молодежи.

[/size]
Категория: Положения | Добавил: elen
Просмотров: 96 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • федеральный портал "Российское образование"
  • информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Профиль
    Copyright medic © 2017